Сочинения
Готовые Домашние Задания

Фамусовское общество - каково оно, что для него характерно

Александр Андреевич Чацкий - один из главных персонажей комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума",борющийся против фамусовского общества. Фамусовское общество- это явление, исходящее от самой интеллигенции России и охватывающее весь ее народ. Здесь ценится материальное богатство, а не духовное. Если ты обеспечен, имеешь хорошее происхождение и высокий чин, то тебе открыты все двери, окружающие будут тебя уважать и прислушиваться к твоему мнению. Иначе ты обязан прислуживаться и кланяться любому, кто выше тебя по социальной лестнице.

А.А.Чацкий- образованный молодой дворянин, в обычной жизни он довольно сдержанный, спокойный, но если его задеть за живое, сразу же становится эмоциональным и очень страстным. Если он любит, то от всего сердца. Это касается не только его возлюбленной, Софьи, но и Родины. Чацкий- истинный патриот. У него сердце кровью обливается, когда он видит, что происходит в России, насколько прогнило ее общество, причем не только низшие слои, но и высшие, аристократия.

Дворяне сами придерживались такой позиции:

... и в чтеньи прок-от невелик...

...Уж коли зло пресечь,

Забрать все книги бы да сжечь!

Или, как сказала княгиня Хлестова:

И впрямь сойдешь с ума от этих, от одних,

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их.

Также Чацкого возмущает то,что русские аристократы во всем стараются быть похожими на иностранцев, в частности на французов: говорить по-французски, петь, читать, одеваться по французской моде, а приезжих французов они чуть ли не боготворили, и насчет Франции считали, что "нету в мире лучше края".

Даже сам Фамусов признает:

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас ровнехонько, про всех готов обед.

А вот как Чацкий рассказывает о "французике из Бордо":

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами,

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями,

Своя провинция.- Посмотришь вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком,

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Чацкий против всего этого подражания, он считает, что русские зря променяли "и нравы, и язык, и величавую одежду на другую, по шутовскому образцу".

Он не удивился бы ,если его назвали старовером или кем-то вроде, он никогда не боялся высказывать свое мнение,в отличие от Молчалина, который считал,что:

В мои года не должно сметь

Свое суждение иметь.

... Ведь надобно ж зависеть от других.

Для него вполне естественно прислуживать,льстить каждому. Ради того, чтобы угодить Софье, дочери своего начальника, он притворялся влюбленным в нее, хотя сам в это время признавался в любви Лизе, служанке Софьи. Чацкий презирал Молчалина за угодничество и притворство:

Молчалин- Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

Такому поведению и точке зрения в фамусовском обществе совсем не удивлялись. Причем льстили и угодничали не только тем, кто успешней, выше их, но и равным. В то время в России процветала коррупция, и связи имели большое значение. Вот что говорит Чацкий:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

...Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

И для того, чтобы поддерживать эти связи, дворяне постоянно ездили друг к другу в гости, устраивали разнообразные приемы и балы, а также роднились. В то время многое зависело от материального благополучия. Неважно,хороший человек или плохой, главное, что он богат:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячи две родовых,-

Тот и жених.

Деньги имели такое большое значение, что даже составлялись календари, в которые записывалось состояние каждого аристократа, в частности, количество подвластных ему крестьян.

Видя, как к крестьянам относятся их хозяева, Чацкий все больше ненавидел крепостничество. Он был против крепостного права. Но он был один и не мог ничего поделать. А бедные слуги все оставались на положении вещей или даже животных:

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!

...От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку,-

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

В общем Чацкому не нравилось в фамусовском обществе то, как относились члены этого общества к образованию, как обожали все иностранное, насмехаясь над своим ("Сударыня!Ха!ха!ха!ха!прекрасно!Сударыня!Ха!ха!ха!ха!ужасно!"), пренебрежительно относились к родным обычаям и традициям, притворялись,льстили,угодничали, относились к крестьянам как к неодушевленным предметам. Он не боялся высказывать все это прямо в лицо. И когда на балу Софья вскользь называет его сумасшедшим, гости совсем не удивляются этому, а наоборот, даже развивают эту мысль и пускают настолько нелепые слухи, что с первого взгляда видна их нереальность:

По матери пошел, по Марье Алексевне,

Покойница с ума сходила восемь раз.

И это говорил сам Фамусов, который дружил с семьей Чацких, в начале комедии даже подумывал о свадьбе Чацкого и Софьи! Вот одно из ярчайших проявлений фамусовского общества- если кто-то отличается от его членов,если кто-то не согласен с их мнением, да еще и высказывает свое, то он единогласно признается ненормальным, какое бы положение в обществе он не занимал.

Во многих моментах я согласна с Чацким. Фамусовскому обществу нужен был "импульс", "встряска", революция, что и произошло 14 декабря 1825 года.

Сочинения по теме: