Сочинения
Готовые Домашние Задания

Российская действительность времён поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сочетает в себе литературные и фольклорные черты.

Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо - поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в «Кому на Руси жить хорошо», заимствованных из русских народных сказок и былин.

Уже в формулировке жанра этого произведения видна его опора на мотивы пространства и времени - поэма-эпопея, поэма-обозрение, поэма-путешествие, «Новая Одиссея». Большинство исследователей сходятся в мнении о том, что в этом произведении слились воедино лирическое начало с драматическим и эпическим. «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать народной эпопеей нового времени.

Мотивы пространства и времени обозначаются в поэме сразу же - в прологе: «В каком году – рассчитывай, в каком земле – угадывай». С самых первых строк произведения «бросается в глаза» и мотив дороги, столь широко распространенный в русском и мировом фольклоре. Семеро путников – крестьян – пускаются в путь на поиски правды:

Посмотрим, поразведаем,

Попросим - и дознаемся:

Кому живется счастливо,

Вольготно на Руси?

То и те, кого встретят правдоискатели на своем пути, и будут составлять картину русской жизни, будут освещать все стороны российской действительности, современной Некрасову.

Так, в главе «Поп» мы узнаем о жизни духовного сословия не только в пореформенной России, но и в прошлом, узнаем его перспективы на будущее. Постепенно рассказ попа разрастается – и читатель получает сведения о дворянской и крестьянской жизни на Руси.

Следующая глава поэмы переносит нас из весны в лето. Главы «Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь» дают нам широкие картины народной жизни, народных характеров. Здесь опять с особой силой проявляется мотив дороги, которая кровным образом связывается с русским народом, Россией:

Дорога стоголосая

Гудит! Что море синее,

Смолкает, подымается

Народная молва.

Путешествие мужиков происходит по принципу «спирали» - на каждом новом витке они встречают человека, который дает им свое представление о счастье. Можно сказать, что поэма строится по линии нарастания условий для счастья.

Сначала мужикам кажется, что для счастья достаточно быть просто сытым, но появление скатерти-самобранки убеждает их в том, что не хлебом единым жив человек. На следующем «витке» появляется поп со своей трактовкой счастья: «покой, богатство, честь». Помещик Оболт-Оболдуев добавляет еще одно условие – власть:

Кого хочу - помилую, кого хочу - казню.

Закон - мое желание! Кулак - моя полиция.

На сельской ярмарке появляется еще один непременный атрибут счастья - здоровье и сила. С появлением Якима Нагого, напротив, снимается критерий богатства: есть ценности, несоизмеримые с материальными благами (иконы и «картиночки», которые спасает из горящей избы семья Якима).

На следующем «витке» - Ермила Гирин, с его появлением намечается схематичный пока еще образ народного заступника и появляется еще одно условие счастья - уважение народное. Старец Савелий «дополняет» этот образ: он народный мститель и богатырь, но слишком противоречива его могучая личность, чтобы признать его счастливым. Матрена Тимофеевна - на следующем «витке»: она своеобразный женский вариант «счастливого» со своим толкованием проблемы: «Не дело - между бабами счастливого искать». Что же в итоге? Мужики и мы приходят к выводу, что счастье - это и достаток, и здоровье, и сила, и самоуважение, и уважение других, и красота, и семейное благополучие и т.д.

Но главное, по мнению автора, в другом: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!». Поэтому в финале поэмы появляется образ бесспорного счастливца - Гриши Добросклонова, который «лет пятнадцать... твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка». И он готов отдать жизнь во имя торжества «честного дела», чтоб «землякам его и каждому крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси».

Таким образом, мотив путешествия, дороги – традиционный фольклорный образ - позволяет Некрасову глубоко раскрыть коренную проблему поэмы – проблему народного счастья, выявить «истинно» счастливого человека, доказать правомерность его счастья.

Кроме того, благодаря жанру «путешествия» поэту удалось создать точную и полную картину современной ему, пореформенной, Руси, картину жизни всех слоев населения в России второй половины 19 века.

Сочинения по теме: