Сочинения
Готовые Домашние Задания

Тяжелая жизнь русского народа в произведениях Н. Некрасова.

В творчестве любого писателя непременно проступает печать времени. Время Н.А. Некрасова – это 50-70 годы 19 века. В его лирике отразились настроения, думы, идеалы целой эпохи. Вторая половина 19 века – период расцвета революционной демократии. Это пореформенное время характеризуется подъемом народного крестьянского движения по всей России. Это питало надежду прогрессивных людей эпохи на возможность крестьянской революции, упрочняло веру в скрытые в народе силы. Некрасов, как истинный патриот, был погружен в злободневную современность. Поэт первым ввел в русскую поэзию новые темы, на что, по словам В. Брюсова, способны лишь «исключительные таланты». На волне общей демократизации литературы Некрасов поставил в своём творчестве новый вопрос: вопрос о народе. Жизнь народа, думы и надежды, страдания и борьба - вот основная тема его творчества.

Свой творческий путь Н.А. Некрасов начал стихотворением «В дороге». В.Г. Белинский приветствовал появление этого стихотворения словами: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?». В стихотворении противопоставлены два мира: господа-владыки мира, по прихоти которых гибнут ни в чем не повинные жертвы и бесправные крепостные крестьяне, не могущие распоряжаться своей судьбой. В этом заключен идеологический смысл произведения. Однако смысл не только в изображении этих общественных отношений. Поэт рисует внутренний мир крепостной крестьянки Груши, обнажая духовную сторону драмы. Господа дали Груше образование, а затем, не посчитавшись с её желанием, отдали замуж. Девушка, научившись «на варгане играть и читать», пробудилась духовно, в ней проснулось стремление к осмысленной жизни, поиску. В итоге она оказывается замужем за ямщиком, который называет её «белоручка», «белоличка» и вынуждена нести бремя тяжелого физического труда. Муж жалел её:

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла – становилось

Инда жалко подчас…

Но трагедия вовсе не в том, что молодой жене приходится работать. Она «на какой-то патрет всё глядит да читает какую-то книжку»., «украдкой ревет, как шальная». Героиня одинока духовно, и это страшнее, чем тяготы труда.

О Грушиной судьбе поэт рассказывает устами её мужа, который не способен разглядеть страданий молодой женщины, не способен её понять. В этом заключается новаторство Некрасова: ямщик, представитель народа, показан как личность, наделенная чувствами, переживаниями. Он глубоко несчастен рядом с женой, даже то, что Груша заботится о сыне, воспринимается им как «дворянское баловство». Ямщик сам страдает рядом со «злодейкой-женой», при этом неосознанно жалея её: «без пути уважал, не бранил, то ись вот как…». Но он не понимает всей трагичности происходящего с Грушей.

Из-за прихоти господ рядом оказались пусть равные по происхождению, но такие разные по богатству души, не способные понять друг друга люди. В этом заключается вся трагичность происходящего.

В стихотворении показаны все стороны этой трагедии: горе мужика, которого мучает «злодейка», горе несчастной Груши, необходимость жесткости самого мужика и их страдания «от горя народной жизни» (Скатов Н. Н.). В несчастье конкретной крестьянской семьи Некрасов видит нелегкую долю всего народа.

В 1858 году поэт создает стихотворение «Размышления у парадного подъезда». В нем описание положения крестьян приобретает более широкую направленность, масштабно показывая бесправие народа. Эта социальная ситуация показана через конкретную жизненную сцену: «деревенские русские люди» с выраженьем «надежды и муки» пришли в город к вельможе, который даже не принял просителей, так как «не любит оборванной черни». «Что тебе этот бедный народ?» - вопрошает Некрасов, с иронией добавляя:

Впрочем, что ж мы такую особу

Беспокоим для мелких людей?

Когда читаешь описания страданий крестьян, «надрывается сердце от муки». Нет такого уголка на Руси, «где бы русский мужик не стонал». Очень символично сравнение «скорби народной» с Волгой. Волга – великая река, воплощение мощи Руси, но она не так многоводна, как полна земля страданиями крестьянина. Поэт жалеет странников, стонет вместе с ними, но не оправдывает их. Обращаясь к народу, он вопрошает: «Ты проснешься ль, исполненный сил?». В последних строках звучит трагическая нота:

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил?

Некрасов с горечью признает пассивность и бездействие крестьянства, неспособность подняться на борьбу за свободу. Эти черты появляются в народном образе в дальнейшем творчестве Некрасова.

Итогом всего творчества поэта является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 года. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». Её создание связано с осмыслением Некрасовым значения реформы 1861 года.

Автор задался вопросом: принесла ли она счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, Некрасов отправляет семерых временнообязанных мужиков в долгое путешествие по России в поисках счастливого. Начало поэмы приковывает внимание к их бедственному положению. Они родом из:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

С первых строк возникают мысли об их нелегкой судьбе. Это отражается даже в описании пейзажа. Здесь Некрасов прибегает к приему противопоставления: «широкая» дороженька, но «песчана и глуха»; весенняя природа «хороша», но «невесело глядеть» на поля с «бедными всходами»; избы «новые нарядны», но смотреть на них больней, чем на старые. Картина заканчивается горьким вопросом: «Какое ж счастье тут?..»

Своеобразна речевая сторона повествования: просторечные формы, повторы роднят поэму с народной поэзией. Это и глаголы на –ся («протянулася»), повторы ("стоят деревни старые, стоят деревни новые»), краткие прилагательные («нарядны», «песчаны»). В тексте можно выделить загадки, прибаутки - примеры русского народного творчества:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела, а живет оно,

Без языка - кричит.

Такая связь с народным творчеством придает поэме истинно народное звучание.

В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянина, кормильца и хранителя родной земли. Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Мужицкое «счастье» «дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями», но крестьяне не отчаялись найти:

Непоротой губернии,

Непотрошенной волости,

Избыткова села.

Искателей правды в поэме много. Ярко проходит перед нами образ Якима Нагого. Он гордый, дерзкий, не поддакивает барину, отстаивает крестьянскую честь. Это тип крестьянина, который поднимается до осознания своего бесправного положения. Ни тюрьма, ни лишения не сломили его духа. Судьба многих крестьян сходна с его:

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Образ Якима даёт отповедь тем, кто считает крестьян «быдлом», не понимающим искусства. «Картиночки» оказались для мужика важнее, чем «целковых тридцать пять».

В образе Савелия, «богатыря святорусского», «сермяжного», поэт олицетворяет могучие силы, упорство и богатырскую стойкость русского народа, его скрытую мощь, которая начинает пробуждаться. Под плетями помещика закаляется характер Савелия. Он отказывается платить оброк и решает:

Как не дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь.

«Клейменный, да не раб», Савелий – настоящий бунтарь. Он открыто протестует, подтрунивая над «либеральными» односельчанами»: «Эх вы, Аники-воины!». Бунтарские настроения крестьянства находят воплощение и в образе разбойника Кудеяра, вонзившего нож в грудь «первого в той стороне» пана. Убийство угнетателя – святое дело.

После смерти Савелия дух бунтарства остался жить в сердце Матрены Тимофеевны, жены его внука. «По пятому годку» она уже трудится, ее жизнь полна лишений, но это не убивает в ней лучшие черты: твердость воли, нравственную чистоту и сознание человеческого достоинства. Если уж в душе женщины, самого забитого существа царской России, созрела гроза, то, возможно, близко переустройство жизни.

В поэме появляется еще один образ – образ «народного заступника» Гриши Добросклонова , который, если бы поэма была закончена, видимо, занял бы в ней центральное место как образ счастливого. Семинарист Гриша воплотил в себе черты народного заступника, революционера-разночинца. Он

Лет пятнадцать твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного родного уголка.

Гриша счастлив, потому что борется за справедливость. Но крестьяне не могли ещё этого осознать. Они не нашли ответ на свой вопрос, так как не знали, «что творится с Гришею».

Русский народ представлен в поэме как богатырь, еще не поднявшийся с колен. Автор не питает иллюзий по поводу скорого пробуждения крестьянства, но все одиннадцать лет, пока писалась поэма, он страстно желал его пробуждения, веря в то, что:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

В этих строках заключена истинная любовь к народу и всей земле Русской.

Во времена Некрасова через отношение к народу определялась социальная и нравственная значимость любого творца. Сам поэт восклицал : «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». С этой точки зрения Некрасов являлся и поэтом, и гражданином.

Читая Некрасова, удивляешься, сколько же много общего в жизни русского народа тогда и теперь. И понимаешь, что есть он все же «национальный русский характер! И верить хочется, что судьба русского народа будет счастливой.

Сочинения по теме: